Нога́йцы, нога́и — тюркский народ, проживающий в настоящее время на Северном Кавказе, а также на юге Нижнего Поволжья. Исследование готовилось в подарок на юбилей и длилось чуть больше, чем стандартный поиск.
Особенности поиска
В чем были особенности восстановления семейной истории:
1. Последний известный предок нашей заказчицы происходил из села Канглы Ставропольского края. Село образовано в 1866 году и является центром сосредоточения черкесских ногайцев в Ставропольском крае.
2. Подобных районов, населённых преимущественно ногайцами, несколько на территории России. И следы предков нашей заказчицы были найдены в трёх из них.
3. В 1935 году в селе Канглы родился отец , а в 1915 году дядя заказчицы. Такая разница между двумя детьми сейчас может удивлять. А генеалоги встречают часто и 30летнюю разницу в возрасте между братьями и сёстрами.
4. Органы ЗАГС и архив мин.обороны официально подтвердили Канглы местом рождения обоих братьев
5. В ЗАГС также повезло найти восстановленную запись о рождении отца братьев. Такие подарки случаются нечасто. Представьте, человек родившийся в 1886 году, в советское время, в возрасте 50 лет идёт получать свидетельство о рождении.
6. По восстановленной записи о рождении мы узнали имена прадеда и прабабушки заказчицы. Годы их рождения приходятся на середину 19 века.
7. Дальше заканчивается везение и начинаются те самые особенности генеалогии ногайцев. Метрических книг у ногайцев не было. Совсем. То есть первые записи о гражданских состояниях начались после повсеместного введения органов ЗАГС.
8. На помощь приходят дополнительные источники. В нашем случае можно использовать только сельскохозяйственную перепись 1916 года и посемейные списки 1880х годов.
9. Более ранние документы, ревизские сказки, были бессмысленны. Они составлялись до 1858 года. Канглы, напомним, образованы в 1866.
10. К отсутствию главного генеалогического источника добавляется переселение.
С такими исходными данными отравились мы в путешествие во времени. Было очень сложно и очень интересно.
Как работали генеалоги
Делимся профессиональными секретами и рассказываем, как восстанавливали ногайскую родословную.
Ранее мы писали, что у ногайцев отсутствуют метрические книги. Самый близкий к нам по времени дореволюционный документ — сельскохозяйственная перепись 1916-17 годов. По селению Канглы сохранилась в неполном объёме. То есть неудивительно, что не удалось найти в этом документе ни деда заказчицы, ни его детей, ни предков по линии бабушки заказчицы.
Возможно, листы переписи по нужным семьям не сохранились. Но не исключаем и другие причины отсутствия данных.
Углубляемся на 20 лет от сельскохозяйственной переписи. Открываем посемейный список 1896 года. И — удача! Аналогичный документ 1886 года тоже сохранился! И в обоих списках есть обе нужные фамилии! Тут и найденные имена по линии деда, которые подсказал ЗАГС. Славный своим богатством и чадолюбием отец бабушки тоже есть в обоих посемейных списках, со своим отцом и матерью, братьями и невестками, детьми и женами. Да, да жен у нужного прадедушки было несколько!
Новые сведения позволили расширить семейное древо на 40 персон и углубить уже до 1829 года!
Это уже можно считать огромным успехом в сложном поиске! Но как оставить нераскрытой тайну — откуда переселились предки в село Канглы?
Рисунки из дневника художника Александра Николаевича Формозова, побывавшего с экспедицией в Караногае весной 1925 года.
Здесь помогла дотошность нашего исследователя. В посемейных списках Канглов изучали внимательно не только нужные семьи, но и смотрели на пометочки у остальных односельчан.
Обратили внимание на семью одного из старейших жителей Канглов. Ему в 1886 году было 86 лет — ровесник века. Двое из его сыновей напротив имён имели пометки — «в 1880 году вернулся в хутор Мансуров».
Итоги исследования
Мы упомянули, что некоторые односельчане предков нашей заказчицы переместились в Канглы из аула Мансуровского.
Но этого аула давно нет на карте. Куда же он пропал?
Населённый пункт на своём нынешнем месте основан в XIX веке ногайскими князьями из рода Мансуровых и первоначально назывался Нижне-Мансуровским аулом. В 1877 году в ауле Нижне-Мансуровском Баталпашинского отдела была открыта первая светская школа отдела.
После 1929 года аул назвали Эркин-халк. Сейчас он является центром ногайского района в Карачаево-Черкесской Республики.
Ногайцев на этой территории и в соседнем Ставропольском крае было очень много, но в первой половине XIX века значительная их часть выселилась в Турцию. Во второй половине XIX века из остатков их образовалось всего только четыре аула: Тахтамышевский, Мансуровский, Ураковский (Канглы) и Карамурзинский.
Поиски какой-либо информации по аулу Мансуровскому велись в четырёх архивах трёх соседних регионов. Архивы непростые по доступности даже к описям фондов. Описание этого большого процесса можно включать в отдельную книгу.
Не в самом очевидном фонде — Канцелярии Ставропольского губернатора — в архиве Ставропольского края было найдено дело с интересным названием: Дело о поселении возратившихся из Турции 11 семей нагайцев в аул князя Мансурова.
Был шанс, что одной из семей, вернувшихся из Турции будет наша.
И да, наша заказчица родилась под счастливой звездой! Две семейные линии её предков в 1823 году обосновались в Турции. Но по разным причинам решили вернуться на родину и обосновались в новом ауле Мансуровском. Через некоторое время также дружно ветви бабушки и дедушки переместились в селение Канглы. А современная жизнь рода уже связана с ногайским районом Дагестана.
Итогом сложных, но плодотворных поисков стало ветвистое и высокое родословное древо с пышной кроной и родословная книга с описанием богатой на события семейной истории.
Как вам такой результат?